Нижняя, 53, Абрамцево
7.5

Про консерваторов и либералов от профессора Сапольски

9.09 29 декабря 2023 г. в 14:34

Консерваторы Vs Либералы


Можно ли выявить те психологические, эмоциональные и когнитивные признаки, по которым различаются консерваторы и либералы? Попытки ответить на этот вопрос дали совершенно замечательные результаты. Я попробую привести их здесь в относительно структурированном виде.


Интеллект

Вот для разминки нечто провокационное. Начиная с работ Теодора Адорно 1950-х гг. люди считали, что сниженные интеллектуальные способности предвещают приверженность консервативной идеологии. Результаты некоторых, но не всех исследований это подтверждают. Более устойчивой оказалась связь между невысоким интеллектом и определенным подвидом консерватизма, а именно правым авторитаризмом (ПА, любовь к иерархии). В одном весьма тщательном исследовании провели опрос более 15 000 респондентов в США и Великобритании. И что важно, зависимость между низким IQ, ПА и межгрупповыми предубеждениями оказалась значимой даже с учетом различий по уровню образования и достатка. Обычное и убедительное объяснение этой зависимости заключается в том, что ПА дает простые ответы, идеально подходящие людям со сниженной способностью к абстрактной логике.


Стиль мыслительного процесса

В литературе на эту тему обсуждаются две обширные темы. Первая связана с тем, что правые чувствуют интеллектуальный дискомфорт в ситуации неопределенности; об этом ниже. Другая охватывает взгляды ученых, полагающих, что левые думают… э-э-э… напряженнее и больше способны к тому, что психолог-политолог Филип Тетлок из Пенсильванского университета назвал «интегративная сложность».


В одном из исследований консерваторам и либералам предлагалось определить причины бедности у людей. И те и другие были склонны «винить» в этом личные качества человека («Они бедные, потому что ленивые»). Но такой вывод делался только тогда, когда ответ нужно было дать быстро. Если времени на раздумья давалось больше, то ответы либералов дрейфовали в сторону ситуационных объяснений («Ой, нет, ведь в мире все устроено против бедных»). Иначе говоря, консерваторы как начинали отвечать «из глубины души», так и придерживались этой тактики, а либералы сначала отвечали «в глубине души я считаю…», а потом обращались за ответом «к голове».


Разные стили осмысления событий простираются далеко за пределы политики. Расскажите консерваторам и либералам про парня, который отдавил ногу партнерше, пытаясь выучить танец. И те и другие сразу же свяжут отдавленную ногу с личностными качествами этого парня – скажут, что он неуклюжий. И только со временем либералы проведут атрибуцию (приписывание причин) по категории сопутствующего контекста, ситуационно: может, танец был очень сложным.


Откуда берется эта разница во взглядах? И либералы, и консерваторы могут одинаково хорошо мыслить логически, отстранившись от внутренне интуитивных личностных атрибуций: если их попросить, то они прекрасно и без всяких эмоций изложат взгляды противоположной стороны. Но по всей видимости, либералы сильнее мотивированы выдвигать ситуационные объяснения.


Почему? Некоторые полагают, что тут замешано большее уважение к мыслительному процессу, хотя это предположение вскоре превратилось в ничего не объясняющую тавтологию. Линда Скитка из Иллинойсского университета сделала упор на то, что для либералов мгновенная атрибуция по личностным качествам сразу ощущается как негармоничная, идущая вразрез с их принципами; поэтому они настроены на поиск позиции, внутренне более согласованной. В отличие от них консерваторам не обязательно прибегать к контексту, искать объяснения в сложившейся ситуации, т. к. они не ощущают никакого диссонанса.


В этом есть логика, но мы сразу вынуждены спросить: какой пункт либеральной идеологии является причиной этого самого диссонанса? Как мы увидим дальше, ею окажутся факторы, имеющие мало общего со стилем мыслительного процесса.


Эти результаты позволяют предположить, что проще заставить либерала думать как консерватор, чем наоборот. Или, применяя уже знакомую нам терминологию, скажем, что если увеличить когнитивную нагрузку, то люди будут склоняться к консерватизму. Необходимость очень быстро дать оценку чему-то эквивалентна увеличению когнитивной нагрузки. Схожим образом люди становятся более консервативными, когда устают, испытывают боль, сосредоточены на решении других задач или когда у них уровень алкоголя в крови увеличен.


Моральное мышление

Еще одно минное поле. Джонатан Хайдт из Нью-Йоркского университета определяет шесть основ морали по осям: забота/вред, честность/обман, свобода/подавление, лояльность/предательство, авторитет/ниспровержение, святость/осквернение.


Эксперименты и наблюдения за реальным миром говорят, что либералы делают больший акцент на первых трех основах, т. е. ценят заботу, честность и свободу. И наоборот, консерваторы ценят лояльность, авторитет и святость. Понятно, что разница огромна. Можно ли критиковать свою группу перед группой Чужих? Правые: «Нет, это нелояльно». Левые: «Да, это обоснованно». Можно ли ослушаться требований закона? Правые: «Нет, это неуважение к закону». Левые: «Конечно, если закон плох». Можно ли сжечь флаг? Правые: «Ни в коем случае, флаг священен». Левые: «Да ладно, это просто кусок ткани».


Упор на разные ценности объясняет многое: например, классическое утверждение либеральной идеологии – у всех есть одинаковое право на счастье. В этом пункте правые поступаются справедливым распределением счастья в пользу надежного правительства, а отсюда и классическое восприятие неравенства как законной цены за то, что все протекает без эксцессов и везде поддерживается порядок.


Почему консерваторов больше волнуют именно «объединяющие» основы морали – лояльность, уважение к авторитетам и святость, т. е. те самые, которые одновременно ведут к правому авторитаризму и ориентации на социальное доминирование? С этим мы плавно переходим к следующему разделу.


Разница в аффективных характеристиках

Исследования убедительно показали, что правые и левые различаются по своему эмоциональному портрету. Вот итог: в среднем правые испытывают большую тревогу в ситуации неопределенности, у них сильнее потребность заканчивать начатое, они не жалуют новое, им комфортнее в упорядоченных структуре или иерархии, они более склонны видеть угрозу в обстоятельствах, их сочувствие чаще направлено на Своих.


Дискомфорт, который ощущают консерваторы в условиях неопределенности, продемонстрировали на многочисленных примерах вне политического контекста. Это чувство тесно связано с восприятием новшеств: ведь они по определению вызывают ощущение двойственности и неуверенности. Разные взгляды на новое в точности объясняют, почему консерваторы и либералы по-разному видят пути к обустройству общего счастья. Стоит провести правильные реформы, считают либералы, и скоро наступит прекрасное новое будущее. Консерваторы же полагают, что самые лучшие дни позади и что нужно сохранить те старые устои, чтобы все стало опять таким же чудесным, как было тогда.


Склонность консерваторов к лояльности, подчинению закону и порядку определяется, естественно, их психологической потребностью в предсказуемости и структуризации жизни. Этими же психологическими нуждами можно частично объяснить странные явления американского политического ландшафта: как же получилось, что за последние 50 лет консерваторы сумели убедить тех белых американцев, которые стали беднее, голосовать против своих же экономических интересов? Неужели обедневшие поверили, что вот-вот выиграют в лотерею и у них начнется жизнь по ту сторону забора экономического неравенства? Отнюдь. Психологическая потребность в структурировании и узнаваемости ситуации ведет к тому, что неимущее белое население, голосуя за консерваторов, совершает акт бессознательного оправдания системы и подстраховывается на случай риска. Не нужно нам нового, пусть лучше зло, но знакомое. И если потребуется, то мы согласны ненавидеть себя – лишь бы это укрепило систему, надежность и предсказуемость которой является источником спокойствия.


Психология правых и левых различается и по склонности видеть в окружающем мире опасность, что особенно заметно, когда консерватизм повязан с авторитаризмом. Эта тенденция тесно переплетена с описанными выше психологическими характеристиками. В жизни полно неопределенностей, особенно когда дело касается нового, и если неопределенность вызывает у вас тревогу, то очень многое будет вам казаться страшным и опасным. Угроза может быть абстрактной – возьмем, например, угрозу самооценке; подобные «опасности» воспринимаются практически одинаково носителями разных политических взглядов. Различия начинаются, когда приходится беспокоиться о собственных шкурных интересах – при этом конкретных, а не абстрактных. Консерваторам в три раза чаще, чем либералам, снятся кошмары, и в этих кошмарах, что показательно, присутствует тема потери власти.


Существует т. н. теория управления страхом смерти, тесно связанная с описанным выше. Она гласит, что психологически консерватизм уходит корнями именно в этот страх. В подтверждение приведем результаты эксперимента: если настроить людей на мысли о собственной смертности, то они склонятся в сторону консерватизма.


Разное восприятие опасности помогает объяснить различия во взглядах на роль правительства: обеспечивать людей (левые взгляды: упор на социальные службы, образование и т. д.) или защищать людей (правые взгляды: упор на закон и порядок, военную мощь и прочее).


Ужас, тревога, страх смерти – невесело приходится консерваторам. Но, несмотря на это, по данным международного исследования, консерваторы оказались счастливее либералов. Почему? Может быть, дело в более простых ответах на жизненные вопросы, когда нет нужды постоянно корректировать свои внутренние побуждения. Или, как считают авторы исследования, оправдание социальной системы позволяет консерваторам логически рационализировать неравенство и таким образом ощущать меньший дискомфорт по этому поводу. С углублением экономического неравенства разрыв между ощущением счастья у правых и левых расширяется.


(с) (Роберт Сапольски, "Биология добра и зла")

26 комментариев
5.2
Хыз Верхняя, 52 29 декабря 2023 г. в 14:36
Как скучно мы живём.Бля перед НГ я конечно очень хочу читать про либералов и демократов."Какая гадость"
7.5
Пиксель Нижняя, 53 29 декабря 2023 г. в 14:39
Так мимо проходите, Хыз. Не читайте.
5.2
Хыз Верхняя, 52 29 декабря 2023 г. в 14:45
Так мимо проходите, Хыз. Не читайте.Мне просто хочется понять,чего люди хотят ,печатая такие длинные тексты? Почему нельзя напечатать краткую выжимку?
7.5
Пиксель Нижняя, 53 29 декабря 2023 г. в 14:47
Хыз, это и есть научно-популярная краткая выжимка из исследований, которую сделал Сапольски для своей книги.
5.2
Хыз Верхняя, 52 29 декабря 2023 г. в 14:50
Хыз, это и есть научно-популярная краткая выжимка из исследований, которую сделал Сапольски для своей книги.Выжимку хорошо делает пан Семор,хоть и нудно,но зато своими словами и очень доходчиво.Он конечно Сексист,но информацию анализирует и хорошо подаёт 😁А пан Сапольски чем известен хотя бы в узких кругах?
7.5
Пиксель Нижняя, 53 29 декабря 2023 г. в 14:59
Хыз, так погуглите Сапольски.
5.2
Хыз Верхняя, 52 29 декабря 2023 г. в 15:01
Хыз, так погуглите Сапольски.Зачем?Ведь вы уже выложили.😁
6.6
Точка, точка, запятая. Верхняя, 42 29 декабря 2023 г. в 16:52
Очень круто… снова спасибо за пост:)
7.5
Пиксель Нижняя, 53 29 декабря 2023 г. в 17:00
Принцедоводительница , спасибо, приятно)
Alex Мужчина-свитч, 33 29 декабря 2023 г. в 17:07
Спасибо за отличный обзор, с большим интересом прочёл
Снарк Нижняя, 70 29 декабря 2023 г. в 17:11
а мне именно этот пласт, про социологию, политологию и пр. не понравился :) ощущение, что он пользовался очень старыми данными, потому все как-то немного неубедительно. Вот про мозги — да! Авторитетище!
7.4
Jadis Женщина-свитч, 48 29 декабря 2023 г. в 17:11
Вот для разминки нечто провокационное. Начиная с работ Теодора Адорно 1950-х гг. люди считали, что сниженные интеллектуальные способности предвещают приверженность консервативной идеологииСам себя не похвалишь — три дня как обосранный ходишь)
6.4
gerda Нижняя, 70 29 декабря 2023 г. в 17:33
Психология правых и левых различается и по склонности видеть в окружающем мире опасностьчто не скрепно, то враждебно😱 муромский прямо сказал — что ссыкло
Koshka Царррапка 🐈 Нижняя, 35 30 декабря 2023 г. в 9:05
Мне просто хочется понять,чего люди хотят ,печатая такие длинные тексты? Почему нельзя напечатать краткую выжимку?А тебе есть чем понимать? ))) Иди лучше корове корма насыпь, чудо 💋
7.6
БоLьной на гоLову Мужчина-свитч, 54 30 декабря 2023 г. в 9:23
Роберт Сапольски, конечно, очень интересно связал политические склонности отдельных лиц с их психотипами, особенностями интеллекта и восприятия, но мне сразу бросилось в глаза чисто американское деление на "либералов" и "консерваторов", которое иногда перепутано с противопоставлением "левых" и "правых". Кого причислять к "правым", а кого к "левым", мне кажется, до сих пор социологи спорят. Это, вообще, терминология из времён Великой Французской революции конца XVIII века, где в Национальном собрании сторонники короля и аристократии сидели справа, а их противники — слева. Вот только действия якобинцев никак не смахивают на либеральные в современном понимании. Мне кажется, разделений гораздо больше, хоть человеческая психика и хочет непременно поделить мир на хороших "наших" и лишённых всего человеческого гадов "ненаших". Я бы, как минимум, выделил такие оси координат: "Либералов" — не тех, кто причисляет себя к таковым, а по значению самого слова — тех, кто во главу угла ставит свободу личности, я бы противопоставил тем, кого по-английски называют hardliner-ами — "сторонникам жёсткой линии". С этой точки зрения "воинствующий либерал" и "навязывать либеральные ценности" — это оксюмороны. "Консерваторов" тогда следует противопоставлять вовсе не "либералам", а "реформистам". Тут просто другое основание деления: не подход к необходимости принуждения, а отношение к желательности изменений ситуации или, наоборот, всемерному сохранению сложившихся традиций. Крайний "реформист" — это радикал, революционер. Хотя реальные революции происходят вовсе не потому, что какие-то революционеры собрались и решили устроить "майдан". Тот же Ленин вполне доходчиво писал, что такое "революционная ситуация" и когда она случается. Наличие "революционеров" у него — лишь "субъективный" признак такой ситуации, в отличие от "объективных". А "контрреволюционерами" тут могут оказаться и либералы, и консерваторы и просто сторонники не столь радикального подхода к необходимым реформам. Я бы ещё выделил "социалистов" и "индивидуалистов" — тех, кто пытается организовать и структурировать "общество" (социум), и тех, кто видит в "общинности" тормоз, и предпочёл бы действовать через индивидуальные стимулы. В тех же США т.н."либералов" (под которыми подразумевают сторонников Демократической партии) т.н."консерваторы" (республиканцы) часто обвиняют в излишней тяге к раздуванию бюрократических механизмов и к всевозможным организациям в защиту всевозможных "угнетённых и обделённых", тогда как истинная Америка — страна индивидуальной свободы, где каждый — кузнец собственного счастья. Отсюда, кстати, и поддержка республиканцами владения оружием: любой должен иметь возможность, в случае чего, отстреляться. Демократы, наоборот, за жёсткий контроль. И кто из них тогда "либералы"? Отношение к "социальной справедливости" и стремление к экономическому равенству в противовес представлению, что один "успешный" приносит обществу в целом куда больше пользы, чем уравниловка и поддержание на плаву всяческих "лузеров" — это тоже особое разделение. С другой стороны, прекрасно говорить о свободном выборе каждого и достойном вознаграждении по талантам и труду, но пойдите расскажите это неимущим, которым не до саморазвития, им бы кредит погасить да чтобы на еду и одежду детям хватило. Можно выделить и другие линии разделения: националисты/глобалисты, религиозные/антиклерикалы и т.д. Причём сочетаться в одном общественном движении и даже в одной личности могут очень разное. Современные российские коммунисты, к примеру, это явно консервативные сторонники социальной справедливости, так сказать "левые консерваторы", а те, кто в 90-е называл себя "демократами" больше похожи не на настоящих либералов, а на жёстких и радикальных проводников индивидуального успеха. При этом первые оказались ближе к националистам, а вторые — к глобалистам. В то время как на Западе "левые" — никак не консерваторы и не националисты, а, скорее, сторонники общественного регулирования, глобализма и индивидуальных свобод. Граф Уваров, знаменитый в XIX веке авторством идеологии "самодержавие, православие, народность" и по всем меркам ретроград и охранитель, тем не менее очень много сделал для народного просвещения и развития университетов, тогда как до него самые рьяные почитатели Вольтера и Руссо предпочитали речи о "вольности" и "тиранах". Да, в николаевской монархии образование развивали, в том числе, и для воспитания верноподданных, но до того же Уварова считалось, что народу достаточно проповедовать "христианские добродетели". Так что Уваров, вроде бы, совсем "правый", но немножко и "левый", и даже в отставку ушёл, когда пытался защитить перед Николаем российские университеты, а в ответ получил отповедь в стиле "не рассуждать и повиноваться". Прошу прощения за длинный текст.
Koshka Царррапка 🐈 Нижняя, 35 30 декабря 2023 г. в 9:28
Как все запущено 🤦‍♀️
6.6
TenderCat Нижняя, 48 30 декабря 2023 г. в 9:37
Добралась сейчас. Это очень интересно. В целом откликается. Вспомнилось. Был у меня период, когда я играла в некую игруху дополненной реальности — Ингресс. На базе её карты потом сделали покемонов. Там за влияние на мир сражались некие энлайты и резисты... Ты мог выбрать любую фракцию. Или даже перейти постфактум. Но забавно, что их число в мире было примерно равно.
Koshka Царррапка 🐈 Нижняя, 35 30 декабря 2023 г. в 9:38
Инь и Ян.
6.4
gerda Нижняя, 70 30 декабря 2023 г. в 9:58
их число в мире было примерно равно.а в реальном мире кого больше — консерваторов или либералов?
6.6
TenderCat Нижняя, 48 30 декабря 2023 г. в 10:04
а в реальном мире кого больше — консерваторов или либералов?Не знаю точно. Но думаю, консерваторов больше.
6.6
TenderCat Нижняя, 48 30 декабря 2023 г. в 10:11
Роберт Сапольски, конечно, очень интересно связал политические склонности отдельных лиц с их психотипами, особенностями интеллекта и восприятия, но мне сразу бросилось в глаза чисто американское деление на "либералов" и "консерваторов", которое иногда перепутано с противопоставлением "левых" и "правых". Кого причислять к "правым", а кого к "левым", мне кажется, до сих пор социологи спорят. Это, вообще, терминология из времён Великой Французской революции конца XVIII века, где в Национальном собрании сторонники короля и аристократии сидели справа, а их противники — слева. Вот только действия якобинцев никак не смахивают на либеральные в современном понимании. Мне кажется, разделений гораздо больше, хоть человеческая психика и хочет непременно поделить мир на хороших "наших" и лишённых всего человеческого гадов "ненаших". Я бы, как минимум, выделил такие оси координат: "Либералов" — не тех, кто причисляет себя к таковым, а по значению самого слова — тех, кто во главу угла ставит свободу личности, я бы противопоставил тем, кого по-английски называют hardliner-ами — "сторонникам жёсткой линии". С этой точки зрения "воинствующий либерал" и "навязывать либеральные ценности" — это оксюмороны. "Консерваторов" тогда следует противопоставлять вовсе не "либералам", а "реформистам". Тут просто другое основание деления: не подход к необходимости принуждения, а отношение к желательности изменений ситуации или, наоборот, всемерному сохранению сложившихся традиций. Крайний "реформист" — это радикал, революционер. Хотя реальные революции происходят вовсе не потому, что какие-то революционеры собрались и решили устроить "майдан". Тот же Ленин вполне доходчиво писал, что такое "революционная ситуация" и когда она случается. Наличие "революционеров" у него — лишь "субъективный" признак такой ситуации, в отличие от "объективных". А "контрреволюционерами" тут могут оказаться и либералы, и консерваторы и просто сторонники не столь радикального подхода к необходимым реформам. Я бы ещё выделил "социалистов" и "индивидуалистов" — тех, кто пытается организовать и структурировать "общество" (социум), и тех, кто видит в "общинности" тормоз, и предпочёл бы действовать через индивидуальные стимулы. В тех же США т.н."либералов" (под которыми подразумевают сторонников Демократической партии) т.н."консерваторы" (республиканцы) часто обвиняют в излишней тяге к раздуванию бюрократических механизмов и к всевозможным организациям в защиту всевозможных "угнетённых и обделённых", тогда как истинная Америка — страна индивидуальной свободы, где каждый — кузнец собственного счастья. Отсюда, кстати, и поддержка республиканцами владения оружием: любой должен иметь возможность, в случае чего, отстреляться. Демократы, наоборот, за жёсткий контроль. И кто из них тогда "либералы"? Отношение к "социальной справедливости" и стремление к экономическому равенству в противовес представлению, что один "успешный" приносит обществу в целом куда больше пользы, чем уравниловка и поддержание на плаву всяческих "лузеров" — это тоже особое разделение. С другой стороны, прекрасно говорить о свободном выборе каждого и достойном вознаграждении по талантам и труду, но пойдите расскажите это неимущим, которым не до саморазвития, им бы кредит погасить да чтобы на еду и одежду детям хватило. Можно выделить и другие линии разделения: националисты/глобалисты, религиозные/антиклерикалы и т.д. Причём сочетаться в одном общественном движении и даже в одной личности могут очень разное. Современные российские коммунисты, к примеру, это явно консервативные сторонники социальной справедливости, так сказать "левые консерваторы", а те, кто в 90-е называл себя "демократами" больше похожи не на настоящих либералов, а на жёстких и радикальных проводников индивидуального успеха. При этом первые оказались ближе к националистам, а вторые — к глобалистам. В то время как на Западе "левые" — никак не консерваторы и не националисты, а, скорее, сторонники общественного регулирования, глобализма и индивидуальных свобод. Граф Уваров, знаменитый в XIX веке авторством идеологии "самодержавие, православие, народность" и по всем меркам ретроград и охранитель, тем не менее очень много сделал для народного просвещения и развития университетов, тогда как до него самые рьяные почитатели Вольтера и Руссо предпочитали речи о "вольности" и "тиранах". Да, в николаевской монархии образование развивали, в том числе, и для воспитания верноподданных, но до того же Уварова считалось, что народу достаточно проповедовать "христианские добродетели". Так что Уваров, вроде бы, совсем "правый", но немножко и "левый", и даже в отставку ушёл, когда пытался защитить перед Николаем российские университеты, а в ответ получил отповедь в стиле "не рассуждать и повиноваться". Прошу прощения за длинный текст.Потрясающий, очень очень интересный комментарий! Спасибо большое!
Koshka Царррапка 🐈 Нижняя, 35 30 декабря 2023 г. в 10:24
Ненавижу людей, которые строят из себя образованных. Обсуждают Моцарта, а сами не видели ни одну из его картин!☝️☝️☝️
Карабас Верхний, 52 30 декабря 2023 г. в 11:31
спасибо за пост...))) интересно, хотя и несколько спорно...))) коммент Больного на голову тоже весьма интересен...))) а на местную ебанашку хызиху можно не обращать внимания...))) она и в новостях читает только заголовки, ибо остатки ейного мозга, измученного стекломоем, не могут осилить ничего длиннее одного абзаца...)))
7.6
Муромский Верхний, 40 30 декабря 2023 г. в 12:12
Ненавижу людей, которые строят из себя образованных. Обсуждают Моцарта, а сами не видели ни одну из его картин!☝️☝️☝️😂😂😂
7.3
Какой-то Мутный тип Верхний, 42 30 декабря 2023 г. в 15:39
а в реальном мире кого больше — консерваторов или либералов?Долбоебов
Koshka Царррапка 🐈 Нижняя, 35 30 декабря 2023 г. в 23:37
ДолбоебовКоие в полном составе здесь и представлены за редким исключением)
Для написания комментария к этой записи вам необходимо авторизоваться
19113