Верхний, 34, Москва

Распутное средневековье

15 февраля 2018 г. в 7:35жизнь

Полная версия статья: https://geektimes.ru/post/298147/


Люди в средние века боялись смерти от сексуального воздержания не меньше, чем венерических заболеваний, и вели сложный образ жизни, связанный со стремлением к сексуальному здоровью


В общественном сознании история секса выглядит довольно прямолинейной. Веками люди на христианском Западе жили в состоянии сексуального подавления, ограниченные всепоглощающим страхом перед грехом вместе с отсутствием знаний о своём собственном теле. Те, кто недотягивал до высоких моральных стандартов, требуемых от них церковью, государством и обществом, подвергались изгнанию и наказанию. А затем в середине XX века всё навсегда изменилось, когда, согласно знаменитой фразе Филипа Ларкина, «Половой акт начался в 1963 году, где-то между окончанием запрета на книгу «Любовник леди Чаттерлей» и первой пластинкой Beatles».


На самом деле история человеческой сексуальности оказывается гораздо более интересной и дикой. Множество господствующих предубеждений по поводу наших средневековых предков кроется в ошибочном представлении о том, что они жили в незамысловатую эру религиозного фанатизма и медицинского невежества. И хотя христианские идеалы на самом деле влияли на средневековое отношение к сексу, они были гораздо сложнее, чем считается согласно современным предубеждениям. Христианские верования пересекались со средневековыми медицинскими теориями и порождали неожиданные и сложные идеи, связанные с сексом, а также широкий набор различных сексуальных практик — задолго до "сексуальной революции".


Случай с французским служителем церкви Арно де Вернолем демонстрирует сложность средневековой сексуальности. Однажды в начале XIV века, когда Арно был студентом, он занялся сексом с проституткой. Через несколько лет он признался в этом моральном проступке Инквизиции, объясняя, что:


Когда они жгли прокажённых, я жил в Тулузе; однажды я занялся этим с проституткой. После того, как я совершил этот грех, моё лицо начало опухать. Я был в ужасе, и решил, что заразился проказой. После этого я поклялся, что в будущем никогда больше не буду спать с женщинами.

~~~


С другой стороны, медицинские специалисты средневековья считали, что слишком малое количество секса тоже представляло собой проблему: воздержание пагубно влияло на здоровье, особенно у молодых мужчин. Длительное воздержание означало задержку излишнего семени, что плохо сказывалось на сердце, которое, в свою очередь, могло повредить и другие части тела. Практикующие воздержание мужчины могли испытывать различные симптомы, включая головную боль, беспокойство, потерю веса, и в самых серьёзных случаях — смерть. И хотя в средневековом обществе воздержание почиталось за добродетель, с точки зрения общества эта практика была настолько же рискованной, как и занятие развратом.


Король Франции Людовик VIII, к примеру, настаивал на том, чтобы оставаться верным своей жене, сражаясь в Альбигойском крестовом походе, длившемся с 1209 по 1229 года. Общепринятой точкой зрения было то, что король умер от воздержания, что делает его самой известной жертвой этой практики. Согласно поэту Амброизу Нормандскому, жертвами воздержания пали многие:


Для большей части крестоносцев сексуальное воздержание было временным неудобством, которое приходилось терпеть только до возвращения домой, когда они воссоединялись со своими жёнами. Но для множества священников средневековой Европы воздержание было пожизненным, и это могло поставить их перед трудным выбором. Врач Томаса Бекета призывал его отказаться от воздержания ради своего здоровья, и говорил ему, что такая жизнь не подходит для его возраста и телосложения, но святой пренебрёг советом доктора. Бекет после этого прожил ещё много лет и в итоге пал жертвой наёмного убийцы, но другим епископам «повезло» меньше. Неизвестный архидиакон из Лёвена, долгое время страдавший от воздержания, был повышен, против его воли, до сана епископа того же города. Целый месяц он воздерживался от всяческой сексуальной активности, но затем его гениталии распухли и он серьёзно заболел. Его семья и друзья призывали его тайно «взять себе женщину», но он упорствовал в своём сопротивлении искушению — и через несколько дней умер.

~~~


И хотя большая часть известных случаев смерти по причине воздержания связаны со священнослужителями-мужчинами, женщины в своём роде также считались уязвимыми для этой медицинской проблемы. Согласно медицинской теории того времени оба пола вырабатывали семя, необходимое для соития — и, как и мужское семя, женское семя необходимо было выводить из тела во время регулярной половой жизни. У женщины, не занимающейся сексом, семя оставалось внутри тела, и, постепенно накапливаясь, могло вызвать удушение матки. Симптомы этого состояния включали обморок, затруднённое дыхание, а в серьёзных случаях — и смерть. Для женщин, как и для мужчин, лучшим способом избежать смерти от воздержания было жениться и поддерживать регулярные, санкционированные Церковью соития с супругом. Если это было невозможно, предлагался набор полезных практик, куда входили диеты и уксусные свечи. Некоторые врачи рекомендовали другую неожиданную альтернативу — а именно, мастурбацию.


Неудивительно, что средневековая Церковь не одобряла последнее: большая часть справочников для исповедников определяла мастурбацию как грех, и налагала на неё тяжкую кару — пост, обычно до 30 дней, но иногда и до двух лет. С другой стороны, мастурбация находилась где-то в конце иерархии грехов, связанных с сексом, и исповедники могли относиться к этому не так строго (например, в случае юных незамужних дев), которым недоставало иного выхода для их желаний. Эта лазейка отражает понимание Церковью современного ей медицинского учения: невозможно было игнорировать тот факт, что медицинские авторитеты, начиная от Галена, рекомендовали мастурбацию в качестве превентивной медицины для мужчин и женщин.

~~~


Но, как и в случае с соитием, мастурбацией необходимо было наслаждаться умеренно. Альберт рассказывал о похотливом монахе, встретившем неутешительный конец: «возжелав» красивой женщины 70 раз до начала богослужений, монах умер. Его вскрытие показало, что мозг его уменьшился до размеров граната, а глаза были полностью уничтожены. Такая его смерть отражала одну из ужасных реальностей средневековой жизни: грех был лишь одной из множества опасностей, связанных с сексом.

Для написания комментария к этой записи вам необходимо авторизоваться
617